Новые вершины...

В детском оздоровительном центре "Спутник" (Тамбовская область Мичуринский район, село Новое Тарбеево) я работаю с летней оздоровительной кампании 2015 года в качестве заместителя начальника лагеря по воспитательной работе.

Ниже представлены программа развития ДОЦ на 2016 год и доклад для выступления на ежегодной семинаре, посвященном актуальным вопросам воспитания и оздоровления детей в условиях летних оздоровительных организаций. Желающие могут ознакомиться с группой в контакте по ссылке http://vk.com/club58850198

 

Паспорт Программы развития детского оздоровительного центра  «Спутник» на 2015 – 2020 гг.

Цели:

         Организация устойчивой, саморазвивающейся безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях сферы сезонного оздоровления, отдыха и занятости детей на базе детского оздоровительного центра «Спутник».

Задачи:

1) увеличение числа детей, охваченных загородным отдыхом на базе лагеря;

2) усиление социальной направленности организации отдыха и оздоровления детей: оказание преимущественной поддержки социально незащищенным категориям населения, детям, нуждающимся в особой заботе государства;

3) развитие профильной направленности отдыха, организация смен для детей, достигших индивидуальных успехов в учебе, творчестве, спорте;

 4) создание условий по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков; обеспечение прав каждого ребенка на полноценный отдых в каникулярный период;

5) обеспечение прав каждого ребенка на полноценный отдых в каникулярный период;

6) содействие развитию семейных форм отдыха;

7) развитие внутреннего туризма в целях укрепления здоровья воспитанников ДОЦ «Спутник»,  их полноценного отдыха;

8) создание дополнительных рабочих мест;

9) укрепление материально-технической базы лагеря.

Сроки реализации 2015-2020 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции

1. Модернизация и оснащение детского оздоровительного центра «Спутник» в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов.

 2. Создание условий для организации полноценного, ориентированного на развитие личности ребенка, отвечающего современным требованиям, круглогодичного оздоровления и отдыха детей и подростков в детском оздоровительном центре «Спутник».

3. Увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом в детском оздоровительном центре «Спутник».

4. Повышение качества содержательной деятельности в детском оздоровительном центре «Спутник»за счет внедрения новых технологий организации отдыха, апробации новых форм работы.

 5. Приобретение навыков здорового и спортивного образа жизни у детей и подростков, формирование экологической культуры, развитие интереса к природе родного края.

Показатели эффективности реализации Концепции

1.Увеличение охвата детей в возрасте от 6 до 15 лет организованным отдыхом в детском оздоровительном центре «Спутник» до 1200 ежегодно.

2. Снижение общей заболеваемости среди детей и подростков.

3. Снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в каникулярный период.

 4. Усиление социальной адаптации подростков через развитие новых форм досугово- оздоровительной деятельности с повышенным уровнем их воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Раздел 1. Введение.

         Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последнее время как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. Отдых и оздоровление детей определяются Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований. В течение последних лет увеличивается число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. В процессе школьного обучения от 7 к 15 годам число больных школьников увеличивается с 47 % до 63,7 %. Статистика показывает, что в период обучения в школе состояние здоровья школьников ухудшается: в 4 раза увеличивается заболеваемость органов зрения у детей при окончании школы, выявляются нарушения осанки в 6 раз больше, чем при поступлении в школу. В структуре общей заболеваемости на первом месте стоят болезни органов дыхания, на второй - нервной системы, на третьем - органов пищеварения. Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены рядом причин, среди которых: 1) проблемы рационального питания детей и подростков; 2) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение вредных привычек среди значительной части подростков; 3) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков; 4) неконтролируемое увлечение детей компьютерными играми; 5) неполное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни и формирования ответственности за свое здоровье. Профилактировать заболевания легче, чем лечить хронический патологический процесс. Оздоровлению детей способствуют мероприятия по реализации программы отдыха и оздоровления в каникулярный период. За предыдущие годы в ДОЦ «Спутник» накоплен опыт как в организации, так и в содержании работы с детьми в каникулярный период. Одним из внешних факторов, влияющих на формирование системы отдыха является социально-экономические условия района (часть населения не в состоянии обеспечить полноценный отдых детям самостоятельно в связи с невысокой заработной платой родителей). Учитывая отдаленность регионов, имеющих благоприятные природные факторы, и связанную с этим высокую стоимость проезда и путевок, приводящую к невозможности оздоровления большого количества детей и подростков, а также пониженную иммунную активность детей и подростков, их длительную акклиматизацию, необходимо создание условий для эффективного развития учреждений детского отдыха и оздоровления. В настоящее время особенно актуальным становится вопрос повышения качества оздоровления и отдыха детей и, соответственно, удовлетворенности населения услугами по организации оздоровления и отдыха детей, в том числе в загородных оздоровительных лагерях.

 

 

Раздел 2. Информационная карта лагеря

Детский оздоровительный центр «Спутник» ставит своей целью создание наиболее благоприятных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей, их творческого развития на основе внедрения педагогическим коллективом лагеря новых форм и технологий воспитательной, культурно-просветительской, досуговой, спортивно-массовой работы, способствующих укреплению здоровья детей и подростков, формированию здорового образа жизни.

С 1961 года ДОЦ «Спутник» находился в оперативном управлении ОАО «Мичуринский завод «Прогресс». В 2008 году он был передан в оперативное управление ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж».

Постановлением Администрации Тамбовской области № 586 от 20.05.2009 г. создан детский оздоровительный центр «Спутник» для организации отдыха детей-сирот, детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, для работы летних школ для одаренных детей и закреплен за ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж».

ДОЦ «Спутник», являющийся структурным подразделением образовательного учреждения и расположенный в сосновом бору на берегу реки Воронеж (Тамбовская область), соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей». Общая площадь земельного участка, на котором расположен детский оздоровительный центр, составляет 5, 4 га.

На территории детского оздоровительного центра «Спутник» имеются благоустроенные деревянные одноэтажные жилые корпуса: 4 здания спальных корпусов, здание обслуживающего персонала.

В наличии также имеются: здание столовой на 350 посадочных мест, здание кладовой с подвалом, здание банно-прачечного корпуса, здание административного корпуса, здание хозяйственного помещения, здание дома сторожа, здание трансформаторной подстанции.

В здании административного корпуса оборудован медицинский пункт, включающий медицинский кабинет, процедурный кабинет, 2 отдельных изолятора с туалетной комнатой. Медпункт  в полном объеме укомплектован всем необходимым оборудованием и медикаментами.

ДОЦ «Спутник» полностью укомплектован необходимым спортивным и игровым оборудованием для проведения различных соревнований, командных и настольных игр. Центр располагает оборудованными площадками для тенниса, волейбола, баскетбола, спортивными снарядами, турникетами, детскими площадками; удобно расположен стадион, главным преимуществом которого является футбольное поле. На территории центра находится два обустроенных пляжа (50 и 300 м от корпусов), полностью соответствующих нормам СанПина. Перед началом сезона проводится полное обследование дна. Зона купания ограждена, имеются спасательный пост, медицинский пост и спасательные средства. В оздоровительном центре есть душ (12 душевых сеток), горячее и холодное водоснабжение (децентрализованное). В наличии гигиеническая комната, гладильная и сушильная комнаты.

Кроме того, на территории находятся клуб на 300 мест, летняя эстрада, видео-зал, 2 комнаты для занятий творческих кружков, мастерская, библиотека, игровая комната, большая лесопарковая зона для прогулок. Оздоровительный центр огорожен забором и охраняется ведомственной службой. Материально-техническое состояние и оснащенность зданий и сооружений удовлетворительное.

 

Раздел 3. Основные цели и задачи

         Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей является оптимальное удовлетворение потребности детей и их родителей в качественных и социально-значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения. Целью реализации Программы является организация устойчивой, саморазвивающейся безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях сферы сезонного оздоровления, отдыха и занятости детей на базе детского оздоровительного центра «Спутник». Создавая каждому ребенку гарантированные необходимые и достаточные условия целенаправленного, полноценного оздоровления, отдыха и занятости, настоящая Концепция призвана решать следующие задачи:

1) увеличение числа детей, охваченных загородным отдыхом на базе лагеря; 2) усиление социальной направленности организации отдыха и оздоровления: оказание преимущественной поддержки социально незащищенным категориям населения, детям, нуждающимся в особой заботе государства;

3) развитие профильной направленности отдыха, организация смен для детей, достигших индивидуальных успехов в учебе, творчестве, спорте;

4) содействие развитию семейных форм отдыха;

 5) развитие внутреннего туризма в целях укрепления здоровья воспитанников детского оздоровительного центра «Спутник», их полноценного отдыха;

6) создание дополнительных рабочих мест;

7) укрепление материально-технической базы лагеря.

Раздел 4. Механизм реализации

         Механизм реализации Программы включает следующие элементы: - разработка и принятие нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы; - ежегодная подготовка и уточнение перечня мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, уточнение затрат на реализацию мероприятий; размещение в средствах массовой информации и на официальном веб- сайте ТОГАОУ СПО «Промышленно- технологический колледж» информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании запланированных мероприятий.

Раздел 5. Основные результаты реализации Программы

         Реализация Программы к 2020 году позволит:

1. Создать условия для организации полноценного, ориентированного на развитие личности ребенка, отвечающего современным требованиям, круглогодичного оздоровления и отдыха детей и подростков в детском оздоровительном центре «Спутник».

2. Обеспечить снижение общей заболеваемости среди детей и подростков за счет проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

3. Увеличить количество детей, охваченных организованным отдыхом в детском оздоровительном центре «Спутник»

4. Повысить качество содержательной деятельности муниципального автономного учреждения детского оздоровительного центра «Спутник» за счет внедрения новых технологий организации отдыха, апробации новых форм работы.

 

5. Приобрести навыки здорового и спортивного образа жизни у детей и подростков, сформировать экологическую культуру, развить интерес к природе родного края.

Использование физкультурно- оздоровительных технологий

в работе ДОЦ "Спутник"

         В современном обществе физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни подрастающего поколения, так как она представляет собой неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной активности, решает задачу физического совершенствования, разрешает проблемы рационального использования свободного времени. Постоянные умственные перегрузки в школе требуют от детей не только усердия, но и хорошего здоровья, достаточной психофизической подготовленности и полноценного отдыха на каникулах. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость занятий различными видами спорта в детском возрасте, а также оздоровление и закаливание растущего организма. Летнее время, время отдыха в летнем оздоровительном лагере необходимо в полной мере использовать для занятий физической культурой и спортом.

         Физическое воспитание в ДОЦ "Спутник" направлено на решение следующих задач:

а) укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому развитию, закаливанию детей;

б) совершенствование у них умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании), жизненно важных физических качеств;

в) содействие формированию привычки к систематическому использованию средств физического воспитания в целях собственного оздоровления и физического совершенствования.

         ДОЦ «Спутник» полностью укомплектован необходимым спортивным и игровым оборудованием для проведения различных соревнований, командных и настольных игр. Центр располагает оборудованными площадками для тенниса, волейбола, баскетбола, спортивными снарядами, турникетами, детскими площадками; удобно расположен стадион, главным преимуществом которого является футбольное поле. На территории центра находится два обустроенных пляжа (50 и 300 м от корпусов), полностью соответствующих нормам СанПина.

         В чём же мы  видим пути повышения эффективности развития физических качеств отдыхающих в ДОЦ "Спутник" ?  Прежде всего, в реализации инновационных технологий в области физической культуры и спорта, которые направлены на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

         Для этого используются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании в условиях летнего отдыха детей – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность руководителя физвоспитания в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе;

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при условии летнего отдыха

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

         Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств:

1.Средства двигательной направленности;

2.Оздоровительные силы природы;

3.Гигиенические факторы.

         К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», подвижные игры.

Формы физического воспитания в ДОЦ "Спутник"

         На опыте долголетней организации детских лагерей отдыха наметилась определённая система в организации физического воспитания:

1.     Физкультурные мероприятия в режиме дня. Они называются так потому, что входят в ежедневный распорядок дня и в той или иной мере обязательны для всех ребят. К ним относятся утренняя зарядка, солнечные и воздушные ванны, купание в реке.

2.     Отрядная физкультурная работа. Сюда входят отрядные физкультурные занятия, сборы отрядов с физкультурной тематикой, прогулки, экскурсии, походы, игры на местности.

3.     Физкультурно-спортивная работа. Сюда входят спортивные конкурсы, занятия по общей физической подготовке детей, по плаванию, оздоровительному бегу и ходьбе, футболу, волейболу, теннису, настольному теннису, шахматам, шашкам, городкам, спортивному ориентированию; подвижные спортивные игры, соревнования по многоборьям, товарищеские встречи, лагерные спартакиады, спортивные праздники, военно- спортивные игры, военно- патриотические квесты.

4.     Учебно-тренировочные занятия кружков (секций), команд по разным видам спорта. В период летних каникул дети, занимающиеся в ДЮСШ и в школьных секциях, нередко должны временно прерывать занятия. Под руководством инструктора по физической культуре, вожатых для них организуются команды, кружки, в которые, несомненно, могут войти и физически подготовленные ребята.

5.      Агитационно-пропагандистская работа. Детям многое полезно знать: о пользе систематических занятий физическими упражнениями, о пользе утренней гимнастики, о лучших российских и зарубежных спортсменах, об олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о видах спорта и т. д.

         Беседы, викторины, встречи с мастерами спорта, плакаты, хорошо оформленные результаты соревнований - вот некоторые виды пропаганды и агитации. Но лучшая агитация - систематические занятия, хорошо спланированные и отлично организованные спортивно - массовые мероприятия.

         Игровые технологии являются актуальными в настоящее время. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

В качестве основных образовательных задач  определяем следующие:

·         формирование устойчивого интереса детей к играм с элементами спорта;

·         обогащение двигательного опыта новыми двигательными действиями;

·         содействие развитию двигательных способностей;

·         воспитание положительных морально-волевых качеств;

·         формирование привычек здорового образа жизни.

         Все спортивные мероприятия в лагере строго контролируются физруками, воспитателями и вожатыми. При проведении мероприятия дети знакомятся с правилами техники безопасности, рядом обязательно находится медицинский работник, поскольку подвижные игры нередко приводят к падениям и другим неприятным моментам, которые могут сопровождаться ссадинами, царапинами или другими травмами.
         Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством. Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных лагерей отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься
досугом невозможно. Он опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, удовлетворяет личные интересы и притязания детей.

         Активный отдых в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности мы стараемся учитывать при организации физкультурно- оздоровительных мероприятий в нашем лагере.

 

 

 

ГИМН ДОЦ "СПУТНИК"

 

 

   Наш лагерь сказка и мечта,

  Задорный ветерок попутчик.

  Вокруг такая красота,

  Всё это лучший лагерь «Спутник».

 

Здесь солнце, воздух, облака.

Ждут интересные маршруты,

Щебечут птицы, свысока.

Всё это лучший лагерь «Спутник».

 

Манит прохладою река,

В ней искупаемся попутно,

А вдруг поймаем окунька.

И будет сыт весь лагерь «Спутник».

 

 

Уходят годы навсегда,

Несут нам радости и будни.

Но не забудем никогда,

 

Тебя любимый лагерь «Спутник»